Энциклопедия
Врубель Михаил Александрович
выдающийся русский художник-символист

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – выдающийся российский художник, один из важнейших представителей модерна и, в частности, символизма начала XX века, мастер станковой и монументальной живописи.

                                                                                                                b1458bbb-fb0e-5e2a-9e2e-9dad0483a9c1.jpg

Глубоким, трагическим, драматическим полотнам Врубеля присущ свой уникальный «мозаичный» стиль, делящий объёмной фигуры на составляющие кубические грани, предвосхищающий кубизм. Они отображают его душевные поиски, духовные устремления, драматичное и тревожное восприятие жизни. Горящие витражные краски оживают таинственными гранями в полотнах Врубеля.

Родился Михаил Александрович в Омске. Рос без матери: она умерла, когда Михаилу было три года. По службе отца часто переезжали из города в город. Мачеха играла на фортепьяно; с раннего детства Врубель был окружён атмосферой творчества и рисовать начал рано, уже в возрасте девяти лет делая эскизы по картинам великих мастеров Ренессанса. Как и Василий Кандинский, окончил сначала юридический факультет Петербургского государственного университета, а потом получил образование в Императорской академии художеств, где учился у П. Чистякова и В. Серова. Много путешествовал по Европе, надолго задержался в Венеции, изучая живопись эпохи Возрождения.

Среди ранних работ: «Портрет старушки Кнорре за вязаньем», 1883 год, решённый в цвете тёплой охры. Более таинственна картина «Гамлет и Офелия» 1888 года, исполненная в глубоком тёмном синем цвете, изображающее ночное свидание под едва уловимым бледным светом луны. В 1884-1889 годах жил в Киеве, где создавал икоты и настенные росписи церквей, одухотворённый портрет «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). В 1889 переехал в столицу, был вхож в амбрамцевский кружок Саввы Мамонтова, участвовал в художественном оформлении спектакля Николая Римского-Корсакова, иллюстрирует произведения Михаила Лермонтова, проектирует фасад дома Мамонтова

Тогда, в Москве, «Демон» постепенно становится основной темой творчества Михаила Александровича. Свою, пожалуй, самую известную картину, проникнутую всё тем же глубоким трагизмом, мозаикой бледно-марганцевых, охристо-серых, тёмно-синих цветов, «Демон сидящий» Михаил Александрович написал в 1980 году, когдаНыне эта картина хранится в Третьяковской галерее, откуда гастролирует по миру, например, в музей Метрополитан на временные выставки. Картина маслом 114х211 до сих пор очаровывает публику: задумчивый демон, потягивающий сомкнутые руки, одновременно трагичный и притягательный, разрывающееся вокруг него пространство, огненный дальний закат и тусклого багрянца небоКакие вечные, фундаментальные философские вопросы поднимает это полотно? О чём думает демони о чём вспоминаем мы, глядя на эту картину?.. В символической форме, ищущий одиночества, отстранённый от мира, свободный, мятежный, творческий дух Демона поднимает вечные метафизические вопросы. Через два года, на фоне обостряющихся социальных противоречий Российской империи начала XX века Врубель завершает картину «Демон поверженный». Изломанный, замученный дух, упавший в ущелье, бездну которого оптически увеличивает горизонтальная вытянутость холста. Под ним рассеяны павлиньи перья: они символизируют вечность. Демон повержен физически, но не духовно. В 1890 году Врубель создаёт голову Демона из раскрашенного гипса. Этот всё тот же мятежный дух со сжатыми губами и обжигающе-пронзительным взглядом, на сей раз направленный прямо на созерцающего.

В начале XX столетия обостряется трагизм его картин, экспрессивность форм и тревожное мироощущение: развивается душевная болезнь, и вскоре он слепнет. В эти годы художник пишет портреты своих близких углем и пастелью, например, глубоко психологичные, тонко отображающую натуру портреты Мамонтова (1897), поэта Брюсова (1906), своего маленького сына в детской коляске (1902), редкие пейзажи и натюрморты графитными карандашами. «Шестикрылый Серафим» 1904-го года, в виде серо-фиолетовой фрески с металлическим блеском красок, теми же большими глубокими глазами, что и у Демона, огненные маки, опустившие голову лошади, чёрные ночные тени под едва угадывающемся месяце «К ночи» 1900 годакартины Врубеля этого периода ещё более драматичны, остро-трагичны и таинственно-отстранены. Стилистически Врубель черпал вдохновение в византийской и древнерусской живописи, обращался к национальным мотивам.

Такой была, например, его мистически-притягательная «Принцесса-лебедь» 1900 года, вдохновлённая по оперой Н.А. Римского-Корсакова, где ведущую партию исполнила его жена Надежда Забела-Врубель. Изображённая в момент превращения в лебедь, веер платья становится длинными серебристо-серыми крыльями, а в самой принцессе на фоне тёмного глубоководного моря и гротескных скал есть нечто демоническое, так присущее многим картинам Врубеля. Лебедь символизирует вдохновение; кажется, взлетая над сумеречным морем, принцесса одинаково далека от чистого полёта вдохновения, как и его таинственно-тёмной стороныЭта картина была одной из любимых Александра Блока, вдохновляя его одухотворённую поэзию. Врубелевский стиль, безошибочно узнаваемый, и глубокая эмоциональная насыщенность работ оказываются близки и современному зрителю.
Среди других поздних произведений – «Венеция» (1893), «Испания» (1894), «Гадалка (1895).

За свою жизнь Врубель написал множество картин маслом, графических работ, иллюстраций, театральных оформлений, декоративных панно, икон и церковных росписей, произведений «изобразительного фольклора».
Большинство произведений Михаила Врубеля хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее, Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, других крупных музеях и частных коллекциях. Картины Врубеля, попадающие на аукционы, пользуются высоким спросом и пополняют выдающиеся частные коллекции.