Энциклопедия
Яковлев Александр Евгеньевич
русский живописец

Яковлев Александр Евгеньевич (1887-1938) - знаменитый русский живописец, график, мастер рисунка, портретист, автор жанровых картин и пейзажей, театральный декоратор, художник монументалист, возглавил художественное отделение в бостонской школе Музея изящных искусств. А. Е. Яковлев родился в 1887 году в Петербурге в семье известного инженера, в 1904 году окончил реальное училище, два года занимался в школе Я. С. Гольдблата и в 1905 году поступил в Академию Художеств. Яковлев был учеником Д. Н. Кардовского и это во многом определило его творческую судьбу. Его дружба с однокурсниками В. И. Шухаевым, И. И. Бродским, В. А. Локкенбергом, Б. Д. Григорьевым превратилась в знаменитый творческий тандем и продлилась долгие годы. Друзья вместе учились, вместе проводили свободное время, увлекались модерном, одинаково страстно переболели французским импрессионизмом. Их имена в истории искусства почти всегда стоят рядом. Летом они часто жили и писали этюды на Волге, строили планы на будущее.

Яковлев Александр Евгеньевич, художник

Еще во время учебы Яковлев сотрудничал с популярными печатными изданиями того времени, для которых выполнял рисунки, сопровождающие текст. Яковлев был превосходным рисовальщиком и его образы отличались выразительностью. А. Яковлев стал показывать свои работы на выставках «Мир искусства» с 1912 года. Его творчество вызвала резонанс в прессе, было даже отмечено в статье Александра Бенуа. Яковлеву было близко искусство позднего Ренессанса, под впечатлением которого написал картину «Баня». В 1914 году поехал как пенсионер от Академии в Италию, изучал творчество старых мастеров, много писал. Свой художественный отчет о путешествии он представил несколькими портретами на выставке «Мир искусства » в 1915 году.

С 1916 года занимался монументально- декоративными работами: расписывал плафоны и стены некоторых московских особняков, оформил интерьер вестибюля Казанского вокзала, делал эскизы для росписи церкви Св. Николая в Италии. Яковлев был неутомимым путешественником и собирал натурный материал для своих картин на Дальнем Востоке, в Китае, Монголии и Японии. Его увлекла культура Востока, экзотика театральных постановок, колоритность местных жителей. Художник создал множество этюдов, зарисовок и фотографий – богатейшую этнографическую серию своих впечатлений.

С 1919 года Яковлев жил в Париже, где и впервые представил свои работы на восточную тему. Успех выставки был настолько неожиданным, что художника пригласили с этой экспозицией в Лондон, а потом в Чикаго. Его работы были изданы в нескольких альбомах небольшими тиражами, а книга «Рисунки и живопись Дальнего Востока» была оформлена его другом Шухаевым. Альбом о театре в Китае А. Яковлев сделал в соавторстве с писателем Чжу Ким-Кима, который написал текст.

Незабываемым событием для художника стало участие в африканской научно- исследовательской экспедиции 1924-1925 годов. Яркая экзотическая природа Африки, быт туземцев, краски летнего зноя - все это вылилось на холсты более трехсот работ. Персональная выставка на африканскую тему состоялась в 1926 году в галерее J. Charpentier. Для художника был важен этот живописный опыт, в котором он оттачивал свое мастерство и разнообразие изображения натуры. Каждое новое путешествие А. Яковлева сопровождалось постижением новых высот самосовершенствования. 1930 – е годы отмечены творческим подъёмом поле поездок в Эфиопию и Помпею. Яковлева настолько впечатлили древнеримские фрески, что он с воодушевлением стал их копировать. С этого времени наступает переломный момент в его творчестве, появляется новое восприятие цвета, а в результате того – яркая звучная цветовая гамма работ.

Творчество Александра Яковлева многогранно, его стремление к монументальности выразилось в картинах, в которых прослеживается черты «большого стиля». Работы Яковлева настолько разноплановы, что исследование его искусства – очень увлекательный процесс. Раннее творчество связано с традициями Ренессанса, затем произведения наполняются символическим звучанием, которое особенно явно мы наблюдается в его портретах «Скрипач» и «Арлекин и Пьеро». Его рисунки - это мастерство и точность, виртуозность, которая в каждом штрихе карандаша выдает руку выдающегося художника.

Открытием А. Яковлева и его друзей- учеников школы Д. Н. Кардовского стала сангина, художественный материал, которым они владели в совершенстве. Блестящая лепка формы завершалась тонкой работой над светотеневыми градациями. Особенно выразительно в этой технике получались портреты и обнаженная натура. А. Яковлев использует теплую тональность сангины во всем многообразии ее нюансов.

Произведения А. Яковлева хранятся в многочисленных музейных коллекциях и частных собраниях. Его творческий опыт уникален, жизнь всегда была полна приключений, путешествий и ярких событий.