Энциклопедия
Зеркало в венецианском стиле
история стиля

Зеркало в венецианском стиле – вершина мастерства прикладного искусства, образец высокого стиля и качества. До этого гениального произведения человеческих рук зеркало эволюционировало, видоизменялось, стремясь к отражению мира реального и мира иллюзионного.

Зеркало - одно из самых загадочных творений цивилизации, преображающее пространство, служащее науке и искусству. История венецианского зеркала растянулась на тысячелетия. Первоначально в X-XI века подобие зеркал делали из отшлифованного вулканического стекла - обсидиана, потом в ход шли до блеска отполированные медные диски. Когда к сплаву меди добавили олово, то отшлифованная поверхность засветилась ярче, показывая более ясное отражение.

В середине XIII века в изготовлении зеркал мастера стали использовать стекло. Сначала выдувался большой шар, затем по трубке заливалось растопленное олово и мягко растекалось стенкам шара. Потом по остывшей сфере ударяли деревянной полочкой. После того, как она разбивалась осколки выпуклой формы и служили зеркалами.

В XIII веке кустарное производство зеркал было известно в Голландии, затем во Фландрии, а в 1270-х годах в Германии открылся целый цех по производству зеркал. Дальше всех пошли венецианские мастера Данзало дель Галло, которые в начале XV века выкупили у голландцев секрет изготовления зеркал, и около ста пятидесяти лет монопольно Венеция владела их производством.

Стеклоделием в Венеции занимались с начала XIII века, и лишь к концу столетия все мастерские были перенесены на остров Мурано. Поэтому Мурано и считается родиной Венецианского стекла. Именно там изготавливали лучшие в мире зеркала. Они обладали непревзойденным качеством, не только великолепно повторяли изображение, но преобразовывали его, делая отраженный мир более прекрасным. Как замечали исследователи, большую роль в совершенстве технологии имело местное сырье и редкие породы дерева, создающего особое пламя обжига, а также непревзойденная фантазия ремесленников. Мастера добавляли в состав золотой и бронзовый порошок в определенной пропорции, чтобы сделать отражение сказочно красивым. Большие венецианские зеркала стоили целого состояния, приобретать их могли только королевские особы. За деньги, которые отдавали за зеркало размером, например, - метр на метр, можно было бы купить целое судно. Французские аристократы в погоне за эффектным предметом закладывал свои имения, хвастаясь, потом, друг перед другом своим приобретением.

В начале ХVI века в эволюции зеркал был сделан огромный и важный шаг. Два брата Андреа Доменико из Мурано, разделили на две половины раскаленный стеклянный цилиндр, и раскатали две половинки на медной доске. Получившееся полотно с хрустальным блеском, отличалось прозрачностью и чистотой. Самым главным достоинством венецианских зеркал стала декоративная рама, выполненная из мозаики зеркала и стекла. Обрамление зеркал достигало наивысшей ступени изысканности и мастерства. Восхитительные ажурные узоры, фрагменты инкрустации создавали дополнительный эффект свечения. Казалось, солнце, отражаясь в каждом элементе декора, заставляет зеркало переливаться. Оправы зеркал украшались листьями, стеблями и цветами из стекла. В ход шли цветные масляные краски, серебро и золото. Самые дорогие произведения декорировались драгоценными камнями.

Талантливые мастера достигали совершенства в искусстве оформлять как большие парадные зеркала, так и маленькие экземпляры, предназначавшиеся для ежедневного обихода модниц. Совсем крошечные зеркала использовали в декоре костюма. Так, на одном знаменитом балу французской королеве Анне Австрийской, матери Людовика XIV, удалось произвести настоящий фурор, когда она вышла в платье, украшенном зеркальными кусочками различной формы. Блеск и сияние ее платья, отражавшего сотни свечей, привел собравшуюся публику буквально в оцепенение. За это платье были заплачены немалые деньги из государственной казны.

Зеркала у венецианских мастеров заказывали французские аристократы и короли. Известно, что в 1580-х годах королева Мария Медичи приобрела около ста двадцати зеркал для своего кабинета, заплатив немалую сумму. Необходимо было найти другой выход, во имя спасения казны, от трат на такую роскошь. Дороговизна муранских зеркал не давала покоя предприимчивым французским аристократам не меньше, чем секрет его производства. И все же в XVII столетии удалось переманить во Францию несколько мастеров с острова Мурано, пообещав им исключительно комфортные условия для жизни и работы. Четверо итальянцев работали за большой гонорар без устали и даже не обращали внимания на строжайшее предупреждение с их родины. Но однажды умер от отравления самый опытный мастер, а вскоре и второй венецианец. Тогда двое других мастеров, испугавшись злой кары, захотели вернуться обратно в Венецию. Французы без возражений их отпустили, ведь секрет был развенчан, а в 1660-е годы в Тур де Виле уже открылась первая фабрика по производству зеркал, сыгравших огромную роль в оформлении дворцов с анфиладами комнат. Одним из главных чудес дизайнерской мысли был, конечно, Версальский дворец.

Это был следующий этап в производстве зеркал, так как французы усовершенствовали технологию их изготовления, они смогли превзойти своих учителей. Им удалось выполнить зеркальное полотно способом литья, а не выдувания. Автором новой технологии стал Лука Де-Негу. Постепенно в Европе стали появляться фабрики по производству зеркал, так что цены на это чудо снизились.

Но следующем революционным событием в истории производства зеркал стало открытие в 1835 году немецкого химика Юстуса фон Либиха, применившем серебро для изготовления зеркала. Изображение стало четки и ясным, таким, каким мы видим его сейчас. Технология с тех пор мало изменилась.

Венецианские зеркала XIX века являются прообразами тех шедевров, которые создавали в средневековье на острове Мурано. Мастера-последователи повторяли технологию изготовления старинных зеркал, акцентируя свое внимание на их характерном обрамлении. Произведения настолько искусно выполнены, что большинство из них не уступают их историческим аналогам. Более современные технологии лишь ускорили процесс изготовления, дали возможность для более тонкой и детальной обработки стекла.

Интерес к искусству прошлых столетий в эпоху господства нео стилей и периода эклектики, проявился во второй половине XIX века в убранстве интерьеров, в котором зеркала играли немалую роль. В это время можно было встретить различные вариации оформления: барочные или классические мотивы, в традициях модерна или готики.

Зеркала в венецианском стиле практически никогда не выходили из моды, являясь примером высокого мастерства и предметом роскоши. Они выдерживали соседство с предметами совершенно далекими от их стилистики. Коллекционное и художественное значение таких произведений велико, а редкие произведения искусства достойны музейных собраний.